Организация работы станций. Общие сведения об устройстве и работе станций.

  1. Назначение станций и их классификация.
  2. Оснащение станций.
  3. Основные документы, регламентирующие работу станций.
  4. Управление станциями.
  5. Поездопотоки и вагонопотоки станций.

1. Назначение станций и их классификация

    Для обеспечения необходимой пропускной способности и безопасности движения ж. д. линии делятся раздельными пунктами на отдельные части, называемые перегонами. К раздельным пунктам относятся: станции, разъезды, обгонные пункты, путевые посты, а при автоблокировке и проходные светофоры. Разъезды служат для скрещения и обгона поездов на однопутных линиях, а обгонные пункты – для обгона поездов на двухпутных линиях.

    Станцией называется раздельный пункт, имеющий путевое развитие и устройства, позволяющие осуществлять определенные технические, грузовые, коммерческие и пассажирские операции.

    Технические операции: приём, отправление и пропуск поездов, их скрещение и обгон, расформирование – формирование составов, подача – уборка вагонов на грузовые пункты, технический осмотр вагонов, устранение обнаруженных неисправностей, смена локомотивов и локомотивных бригад, ремонт вагонов, экипировка локомотивов, очистка, промывка и дезинфекция вагонов.

    Грузовые операции: погрузка, выгрузка и перегрузка грузов; сортировка мелких отправок и контейнеров.

    Коммерческие операции: прием, взвешивание, хранение и выдача грузов; оформление перевозочных документов, взимание провозных платежей; пломбирование вагонов; обеспечение сохранности грузов, находящихся на станции; осмотр прибывающих и отправляющих составов в коммерческом отношении.

    Пассажирские операции: посадка – высадка пассажиров; прием, хранение и выдача багажа; погрузка – выгрузка багажа; продажа билетов; погрузка – выгрузка почты.

    В зависимости от основного назначения и характера работы станции делятся на промежуточные, участковые, сортировочные, грузовые и пассажирские.

    Промежуточные станции (к ним обычно относят также разъезды и обгонные пункты) – самый распространенный вид станции. Их устраивают на всех линиях железных дорог и выполняют они операции по пропуску, скрещению и обгону поездов, посадке и высадке пассажиров, погрузки и выгрузки грузов и багажа, обработки сборных поездов (прицепка и отцепка вагонов). Располагаются обычно между участковыми станциями на расстоянии 15 – 20 км друг от друга.

    Участковые станции предназначены для обработки транзитных поездов, смены локомотивов и локомотивных бригад. Сортировочная работа обычно небольшая и сводится в основном к расформированию – формированию местных поездов (сборных, участковых, вывозных). Расстояние между станциями обусловлено сменой локомотивных бригад. Так как непосредственно в пути бригада должна находиться в течение 5ч, то станции располагаются на расстояние 150 – 300 км друг от друга. На участковых станциях имеются обычно 2 – 3 парка, устройства для экипировки локомотивов и пункт технического обслуживания вагонов (ПТОЛ и ПТОВ), основные или оборотные депо локомотивов, часто вагонные депо, станционные технологические центры (СТЦ) и товарные конторы и пр.

    Сортировочные станции различаются в пунктах массового зарождения или погашения вагонопотока, в пунктах слияния или пересечения ж д. линий ??? в крупных транзитных узлах. Предназначены они для массового расформирования – расформирования поездов. Кроме того, происходит обработка транзитных поездов; пассажирские и грузовые операции выполняются в небольшом объёме, обычно они выносятся на специальные грузовые и пассажирские станции, если такие имеются в узле. На сортировочных станциях имеется несколько сигнализированных парко, ПТОВ, ПТОЛ, депо, СТЦ, информационные центры (ИЦ) и пр.

    Железнодорожные узлы образуются в местах пересечения или слияния не менее трех ж-д. линий и включает в себя несколько сигнализированных станций.

    В связи с тем, что на сортировочных и участковых станциях выполняются основные технические операции, эти станции принято называть технические.

    Грузовые станции устраивают в крупных промышленных и административных центрах, в пунктах расположения морских и речных портов, в местах массовой погрузки и выгрузки грузов. На этих станциях, кроме погрузки и выгрузки, обрабатывают поступающие составы и формируют отправительские маршруты. Грузовые станции подразделяются в зависимости от рода перерабатываемого груза и места расположения на обычные грузовые, предназначенные для переработки разных грузов, поливные, угленагрузочные, портовые и др. К грузовым станциям общего пользования примыкают подъездные пути промышленных предприятий.

    Пассажирские станции предназначены для обслуживания пассажирских перевозок, здесь выполняют приём, обработку, отправление пассажирских поездов, обслуживание пассажиров, подготовку пассажирских составов в рейс. Пассажирские станции разделяются на собственно пассажирские – все устройства которых связаны только с обслуживанием пассажиров – и пассажирские технические, предназначенные для технической обработки, переформирования, экипировки и подготовка пассажирских составов в рейс. Сооружаются пассажирские станции обычно в крупных населенных пунктах с большим транзитным, местным или пригородным пассажирским движением. Станции, расположены на границах(стыках) железных дорог, называют стыковыми междудорожными, на границах отделений – стыковыми внутридорожными. По расположению в ж-д. узлах станции подразделяются на узловые и придузловые.

    Размещение станций на направлении

    В зависимости от объема и сложности работы станции длятся на внеклассные, ? – V классов. К внеклассным относится большинство сортировочных и наиболее крупные грузовые и пассажирские станции. Участковые станции относятся в основном к ? и ??, грузовые и пассажирские – к ?, промежуточные - к ??? – V классам.

    Значение станций в организации перевозочного процесса велико - это основные линейные производственно-хозяйственные подразделения ж-д. транспорта. Они участвуют в организации перевозочного процесса на всех этапах.

    В 1990 г. на сети ж.д. (бывшего СССР) насчитывалось свыше 12 тыс. станций, из которых: 10 тыс. промежуточных, более 600 участковых, 230 сортировочных, 75 пассажирских, более 1200 грузовых. Протяженность станционных путей составляет примерно половину эксплуатационной длины сети ж.д. Вагон за время своего оборота находится на различных станциях около 80% времени (в том числе примерно 34% на технических, 36% - на станциях погрузки – выгрузки, 10% - на промежуточных). Станциях осуществляется контакт с предприятиями и населенными пунктами, выполняются многочисленные операции, связанные с перевозкой пассажиров и доставкой грузов, зарождаются и погашаются вагонопотоки.

2. Оснащение станций

Для организации работы на станциях имеются:

- путевое развитие для приема, обработки и отправления поездов, обслуживания и ремонта вагонов, локомотивов и осуществление других технических и грузовых операций;

- устройства для расформирования – формирования поездов и маневровые средства;

- служебно–технические здания и сооружения;

- здания и сооружения и сооружения для обслуживания пассажиров (вокзалы, кассы, пассажирские платформы, помещение для приема, хранения и выдачи багажа);

- грузовые устройства (склады, площадки для навалочных и тяжеловесных грузов, вагонные ???, контейнерные площадки, сооружения для погрузочно – разгрузочных работ и пр.);

- устройства для осмотра вагона в коммерческом отношении и устранение коммерческих неисправностей;

Для управления стрелками и сигналами, контроля за их работой, а также для передачи распоряжений станции оборудованы устройствами сигнализации, централизации, блокировки, связи, средствами современной техники (телевидение, телетайпы, радио, ЭВМ).

Станции располагают, как правило, на горизонтальной площадке, на приемных участках пути.

Ж.д. пути делятся на станционные и специального назначения.

Схема раздельного пункта

К станционным путям относятся: главные которые являются продолжением путей перегона, приемо –отправочные, сортировочные, вытяжные, погрузочно – выгрузочные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйств), соединительные, а также прочие пути. К путям специального назначения относят предохранительные и улавливающие тупики и подъездные пути. Предохранительные тупики – это пути, предназначенные для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов. Улавливающие тупики предназначены для остановки потерявшего управление поезда или групп вагонов при движении по затяжному подъему (спуску), расположенному на примыкающем к станции перегоне.

Пути предназначенные для выполнения одних и тех же операций, объединяют в отдельные группы, называемые парками. Различают парки приема, отправления поездов, сортировочные, пассажирские и др.

Станционные пути нумеруются: главные пути римскими цифрами ??, ?V (в четном направлении), ?, ??? (в нечетном). Остальные пути нумеруются со стороны прибытия нечетных поездов до оси до оси станции арабскими нечетными цифрами, со стороны прибытия четных – четными.

Различают полную и полезную длину путей. Полной длиной пути считается расстояние между стрелками ведущих на него стрелочных переводов; полезная длина – это часть полной длины, в пределах которой устанавливается подвижной состав, не нарушая безопасности движения по соседним путям. Она ограничивается придельными столбиками, выходными или маневровыми сигналами.

Пути на станциях проектируются стандартной полезной длиной 1250, 1050 и 850 м. В последние годы на многих станциях проводится реконструкция и удлинение части путей до 1500м, что позволяет работать с поездами повышенной длины (как правило, это порожняковые 100-вагонные составы) или массы.

Для управления технологическим процессом на станциях широко используются: телефонная связь, радиосвязь поездная и маневровая, телеграфная, звуковая громкоговорящая связь, промышленное телевидение, пневмопочта для пересылки документов. Для управления стрелками и сигналами, приготовление маршрутов используются современные системы маршрутно-линейной централизации (МПЦ) на электронной элементной базе; маршрут готовится за несколько секунд.

В связи с внедрением АСУ основной персонал имеет дисплеи, телетайпы персональные ЭВМ.

На станциях применяются радиосвязи “Сирена”, “Днепр”, “Транспорт” и др. Их применяют составительские бригады, работники ПТОВ, приемщики поездов.

Парковая двухсторонняя громкоговорящая связь предполагает наличие динамиков и переговорных колонок.

В парке уложены различные коммуникации: маслопроводы, воздухопроводы, пневмопочта, узкая колея для перемещения специальных ремонтных машин и пр.

3. Основные документы, регламентирующие работу станций

Работу станции регламентируют следующие документы: Устав железных дорог, Положение о ж.д станции, ПТЭ, ПДП, ИСИ, план пнревозок, план формирования и график движения поездов, технические нормы эксплуатационной работы, а также разрабатываемые самой станции распорядительный акт (ТРА) и технологический процесс работы станции.

Положение о ж. д. станции определяет основные задачи по выполнению перевозочного процесса, обязанности, права и ответственность руководителей и работников. Положение включает шесть разделов, в которых приводится: 1) статус и классификация станций, порядок открытия и закрырия станций для выполнения тех или иных операций,

 

2) операции, выполняемые различными категориями станций; 3) требования к организациям производственно-хозяйственной деятельности станций (требования к разработке технологического процесса, порядок оперативного планирования работы и др.); 4) распределение между различными подразделениями (станцией, дистанцией пути, связи и др.) обязанностей по содержанию и ремонту станционных сооружений и устройств; 5) порядок финансирования станции, ведения бухгалтерского и оперативного учета; 6) руководство, права и ответственность начальника станции.

Положения о ж.д. станции утверждает министр путей сообщения.

Техническо-распорядительный акт станции устанавливает порядок использования технических средств для обеспечения безопасности движения поездов и маневровой работы. ТРА является техническим паспортом станции. Состоит из четырех разделов: 1) общие сведения о станции, 2) прием и отправление поездов, 3) организация маневровой работы, 4) обеспечение техники безопасности. ТРА содержит общую характеристику станции и прилегающих к ней перегонов, указания о ее границах, данные о примыкающих подъездных путях. Для каждого примыкающего участка указаны норма массы и длина поездов, серии поездных локомотивов, порядок обслуживания грузовых и пассажирских поездов локомотивами и бригадами. Здесь же приведены сведения о наличии устройств для экипировки локомотивов, колонок для опробования автотормозов, для водопоя живности и др. В ТРА изложены данные о прилегающих к станции перегонах, технических средствах станции – путях, парках, постах, стрелках, устройствах связи и СЦБ, освещении, сортировочных и грузовых устройствах, дана специализация путей, порядок занятия их поездами, прикрепление стрелок к стрелочным постам и районам; приведена специализация маневровых районов, маршруты следования поездных локомотивов, специализация грузовых устройств, порядок действий дежурных по станции по приему – отправлению поездов и др.

Норма ТРА определена МПС. К акту прилагается схема станции. Составляет ТРА начальник станции, утверждает начальник службы перевозок или начальник отдела перевозок отделения дороги (для наибольших станций).

Выписки из ТРА на бланках установленной формы вывешивают в помещениях ДСИ, ДСЦ, ДСПП и ДСПГ и др.

Технологический процесс определяет систему работы станции, устанавливающую порядок обработки составов и вагонов и нормы на выполнение этих операций. Технологический процесс должен обеспечивать эффективное использование технических средств и штата станции, взаимодействие ее различных элементов, а также станции с прилегающими участками.

Основные принципы построения технологического процесса следующие:

  1. непрерывность обработки поездов и вагонов, минимальный простой их в ожидании операций;
  2. сокращение времени каждой операции предварительной подготовкой к ее выполнению, механизациях и автоматизацией производственных процессов, наиболее рациональными приемами работы;
  3. максимальная параллельность операций с поездами и группами вагонов;
  4. слаженность в действиях работников разных специальностей;
  5. диспетчерское руководство работой станции.

В результате научных исследований и обобщения опыта передовых коллективов МПС разработаны и утверждены типовые технологические процессы работы участковых, сортировочных, групповых и пассажирских станций.

Технологический процесс разрабатывают на всех станциях, кроме промежуточных. Его основа – ТТП. Первоначально детально анализируется работа станции, определяются меры ускорения обработки вагонов. Намечается рациональная специализация путей и маневровых локомотивов, порядок обслуживания пунктов погрузки – выгрузки, составляются графики обработки поездов отдельных категорий. Устанавливают порядок взаимодействия в работе горки и парков станции, увязывают ее технологию с графиком движения поездов. Для проверки разработанной технологии составляется суточный план – график работы станции, который используется также для обоснования норм простоя на станции вагонов различных категорий.

Технологический процесс работы сортировочной станции содержит следующие разделы:

  1. Техническая и эксплуатационная характеристика станции.
  2. Оперативное управление и планирование.
  3. Диспетчерское руководство работой.
  4. Технология расформирования и формирования поездов.
  5. Технология обработки транзитных поездов.
  6. Организация работы с местными вагонами.
  7. Особенности работы в зимних условиях.

Технологический процесс разрабатывает начальник станции и уполномоченные им работники (начальники локомотивного и вагонного депо, дистанций пути, связи и СЦБ и др.). Утверждается начальником дороги или начальником отделения дороги (в зависимости от значимости станции).

4. Управление станциями.

Управление станциями включает: оперативное управление, осуществляемое круглосуточно, и административно-хозяйственное управление.

Оперативной работой станции в целом, вывозом сформированных и транзитных поездов, подвязкой локомотивов и взаимодействием с депо и участками, разработкой оперативного плана работы и его реализацией руководит ДСЦС (на крупных сортировочных станциях) или ДСЦ. ДСЦ непосредственно руководит процессами расформирования – формирования поездов, развозом местного груза (если нет диспетчера по грузовой работе ДСМ), выполнением оперативного плана эксплуатационной работы.

Процессами приема отправления и пропуска поездов управляют ДСП, находящиеся на отдельных постах по приему и отправлению или на центральном посту, работой горки – ДСПГ и операторы.

ДСЦС – обычно на двухсторонних станциях. Если на сортировочной станции большой объем местной работы (два и более локомотивов выполняют маневры с местными вагонами), то предусматривается должность ДСМ. ДСЦ на других станциях предусматривается при наличии трех и более маневровых локомотивов. ДСПГ – при работе двух и более горочных локомотивов.

Назначают дежурных по парку:

сортировочному – на внеклассных станциях при наличии парка отправления и работе двух и более маневровых локомотивов;

отправочному – на станциях внеклассных и 1 класса;

транзитному – на внеклассных станциях.

Общее руководство работой станции осуществляет начальник станции; у него имеются заместители – по оперативной, грузовой и коммерческой работе и технической части, а также главный инженер, который занимается разработкой технологический процессов, контролем за выполнением, анализом работы, техникой безопасности, кроме того, имеются начальники информационно-вычислительного центра (ИВЦ), СМ, товарной конторы. Есть актово - розыскное бюро, пункты военизированной охраны и другие подразделения.

5. Поездопотоки и вагонопотоки станций.

Характер работы станции зависит от категории поездов и вагонов, с которыми выполняются те или иные операции. В зависимости от этих операций различают следующие категории поездов:

транзитные без переработки – поезда, с которыми после прибытия выполняют технические и коммерческие операции и отправляют со станции в том же составе, т.е. с такими поездами не выполняются маневры по изменению их состава. В отдельных случаях из-за технической или коммерческой неисправности могут отцепляться единичные вагоны;

транзитные с частичной переработкой – поезда, с которыми после прибытия выполняют технические и коммерческие операции, включая и маневры по отцепке и прицепке групп вагонов, и отправляют со станции в частично измененном составе;

прибывающие в расформирование – поезда, с которыми после прибытия выполняют технические и коммерческие операции, включая полное расформирование их составов;

своего формирования – сформированные на данной станции поезда, с которыми перед отправлением выполняют технические и коммерческие операции;

Соответственно, различают вагонопотоки: транзитные без переработки; транзитные с переработкой, прибывшие с участков в составах расформировываемых на станции поездов и включаемые затем в составы поездов своего формирования; местные – с которыми, кроме технических и коммерческих операций, выполняются также грузовые (погрузка, выгрузка и др.).

Сумма прибывших и отправляемых за сутки вагонов транзитных с переработкой и местных, а также вагонов в транзитных поездах, проходящих станцию со сменой локомотивов или локомотивных бригад, перецепкой локомотива при изменении направления следования, составляет вагонооборот станции.

Схема оперативного руководства работой сортировочной станции

Hosted by uCoz