Основные показатели эксплуатационной работы
1. Количественные показатели работ
Количественные показатели характеризуют объём работы и рассчитываются для сети железных дорог в целом, для дорог и отделений, линейных подразделений – станций, депо, дистанций.
Наиболее общим показателем объёма грузовой работы являются погруженные, отправленные и перевозные тонны (за сутки, месяц, квартал, год).
Годовой объём перевезённых грузов
, m:,
где
P1, P2, P3, … Pn – количество груза по первой, второй и т.д. корреспонденциям грузопотоков;n
– число таких корреспонденций.Годовой объём перевезённых пассажиров
,
где А
1, А2 … - число перевезённых пассажиров из первого, второго и т.д. пунктов.Погрузку и выгрузку учитывают в четырехосных вагонах, обычно за сутки для дорог и отделений
погрузка
;выгрузка
.Грузооборот (сумма произведений количества перевозимого груза в тоннах,
P, на протяжённость участков в километрах, l), m- км..
Пассажирооборот, пассажиро - км,
.
Грузонапряжённость
(m – км / км), или густота перевозок, характеризует загрузку линий перевозкой грузов:ГН
= / Zэ - грузооборот линии за год, m – кмZ
э – эксплуатационная длина линии, км.Подача вагонов по стыковым пунктам дорог
где
n – число стыковых пунктов; ... – число вагонов, переданных за сутки в сумме чётного и нечётного направлений.По каждому стыковому пункту выделяют общий приём
Uпр , состоящий из суммы приёма гружённых и порожних , а также общую сдачу , складывающуюся из сдачи гружёных и порожних вагонов .В сумме эти величины и составляют передачу в обеих направлениях по роду подвижного состава (крытые, полувагоны, платформы и т.д.).
Работа сети, вагонов в сутки
U = U
погр U = Uвыгр.Работа вагонов (отделения), вагонов в сутки
или .2. Качественные показатели использования вагонов и локомотивов
Пробеги вагонов, вагоно – км
,
где
n1,n2 ... nn – количество физических вагонов, следующим по участка протяжённостью S1, S2, ...,Sn .Вагоны могут следовать в гружённом и порожнем состояниях. Порожний пробег непроизводителен, его необходимо уменьшать. Определяется коэффициент порожнего пробега как отношение порожнего пробега к гружёному:
.
Для сокращения
должна в максимальной степени использоваться загрузка вагонов в попутном для следования для следования порожних вагонов направлении.
Пробеги поездов, поездо – км,
где
- размеры движения поездов на участках протяжённостью .Пробеги локомотивов измеряют в локомотиво - км. Различают пробеги во главе поездов и вспомогательные (резервом, при подталкивании, двойной тяге) (
) .Статическая нагрузка – нагрузка на вагон от погруженного груза; различают единичную (для конкретного вагона) и среднюю статнагрузку отдельных типов вагонов и всех погруженных вагонов на станции, отделении, дороге, селе, т / вагон:
где ?
P – суммарная масса погруженных грузов по рассматриваемому подразделению за анализируемый период времени, mU
– число погруженных вагонов за тот же период времени.Рассчитывают среднюю динамическую нагрузку груженых вагонов, которая определяется с учетом их пробега в среднем за сутки,
m:P
д = ? Pl / ? nSгр?
Pl - грузооборот?
nSгр – пробег груженных вагонов по анализируемому подразделению.Одним из важных показателей оборот вагона
Q – это время, в течение которого совершается цикл операций от начала одной погрузки вагона до начала следующей. За время оборота вагон находится:на станции погрузки, где с ним выполняется ряд операций (подача под погрузку, погрузка, уборка на пути станции, накопление до целого состава, формирование и отправление поезда);
в пути следования в груженом состоянии – вагон совершает груженый рейс
lгр ;на станции выгрузки, где состав, с которым прибыл вагон, расформировывают, последний подают под выгрузку, выгружают, убирают в порожнем состоянии на пути станции, накапливают вместе с другими вагонами на состав поезда, формируют поезд и отправляют на станцию новой погрузки;
в пути следования в порожнем состоянии вагон совершает порожний рейс
до новой станции погрузки. Порожнего рейса может и не быть, если на станции выгрузки вагон будет подан под погрузку в порядке так называемых сдвоенных операций.Сумма пробега вагона в груженном и порожнем состоянии за время оборота называется полным рейсом
:.
Оборот вагона отражает не только степень использования вагона, но и качество эксплутационной работы каждого подразделения и сети дорог в целом. Ускорение оборота вагона позволяет тем же вагонным паркам выполнить большой объём перевозок, а значит уменьшить потребность в вагонах для перевозки и сократить капитальные расходы на подвижной состав, развитие станций, пунктов ремонта, а также эксплуатационные расходы на перевозки.
Время оборота вагона для сети дорог, сут.
.
Из этого условия можно определить необходимый для обеспечения заданного объема погрузки
Uп рабочий парк вагонов:На подразделения железнодорожного транспорта – дорогах и отделениях – часть вагонов погруженных или подлежащих выгрузки, только начинает или (завершает) цикл оборота или проходит без грузовых операций, поэтому для отдельных подразделений определяют не фактический, а условный оборот вагона:
,
где
- число груженых вагонов поступающих на данное отделение или дорогу с других подразделений.Величину
условно называют работой дороги или отделения.
Среднесуточный пробег вагона характеризует скорость его продвижения, км / сут:
S
в = l/Q,где
l – полный рейс, т.е. расстояние его пробега за время оборота.Производительность вагона характеризует его использование в процессе перевозки грузов и исчисляется в тонно – км нетто, выполненных вагоном рабочего парка за сутки:
К числу важнейших качественных показателей относятся скорости движения поездов: ходовая, техническая, участковая и маршрутная. Ходовой
Vx называется скорость движения поезда без учета остановок в пути следования и времени на разгон и замедление при остановках. Техническая Vт – это скорость подсчитанная с учетом времени на разгон и замедление. Участковую Vy скорость определяют с учетом времени на разгон, замедление и стоянки на промежуточных раздельных пунктах участка. Маршрутная Vм – средняя скорость поезда на рассматриваемом направлении с учетом всех стоянок в пути следования.Все виды скоростей используются при разработке графика движения поездов, анализе время оборота вагона, характеристик перевозочного процесса, а также в технико – экономических расчетах при обосновании пропускных и провозных способностей в других целях.
Время оборота вагона чаще всего определяется по так называемой трёхчленной формуле включающей три составляющих – время в движении, время нахождения на технических станциях и время простоя под грузовыми операциями на станциях погрузки – выгрузки:
где
- среднее число технических станций, которые вагон походит за время оборота; - средний простой вагона на одной технической станции; - среднее время простоя вагона на станциях погрузки – выгрузки.К основным качественным показателям использования локомотивов относятся оборот, среднесуточный пробег и производительность.
Полным оборотом локомотива называется время в часах, за которое он совершает полный цикл операций обслуживания пары поездов на участках обращения протяжением
Zm с момента выдачи из основного депо до момента следующей выдачи из этого же депо:где
- время нахождения локомотива в пункте оборота с момента прибытия с одним поездом до момента отправления с другим (поездом обратного направления), ч; - время нахождения локомотива в основном депо(простой и передвижение на станции и выполнение технических операций), ч; - суммарное время стоянок пары поездов на участковых и сортировочных станциях, расположенных на участке обращения локомотивов, ч.
Среднесуточный пробег локомотива
Производительность локомотива определяется тонно – км брутто, приходящимися на один локомотив рабочего парка.