Основные показатели, учет и анализ работ станции.
1. Основные показатели работы станции.
Показатели работы станции характеризуют объем и количество работы и делятся на количественные и качественные.
Вагонооборот станции – это сумма прибывших и убывших вагонов за сутки.
n
обор=nприб + nубРабочий парк – это среднечасовое наличие вагонов на станции:
Основной качественный показатель – время наложения вагона на станции (
tсп, tбп , tм). Для вагонов с переработкой определяется с расцеплением. Для местных вагонов определяется кроме tм еще tгр оп.tс/п=tпп+tрасф+tс+tформ+tопр
2. Учет работы станции, формы учета и отчетности
Для контроля за выполнением установленных (плановых) показателей и для оценки работы станции МПС установлены системы и формы учета работы станций.
В настоящее время применяются следующие системы учета показателей:
Ежесуточный учет выполнения применяется для следующих показателей
Для остальных показателей применяется декадная и месячная системы учета и отчетности.
Все формы учета и отчетности имеют шифр и номер: по хозяйству движения – ДУ и ДО (учет и отчетность), по грузовой работе – ГУ и ГО.
Учет погрузки на станции ведется по ведомостям учета погруженных вагонов формы ДО-4.
Учет выгрузки ведется по вагонным местам формы ГУ-38 и сдаточным спискам формы ГУ-40 (если вагоны выгружаются на подъездных путях).
Станции ежесуточно составляют следующие отчеты:
Учет рабочего парка вагонов ведется по балансовому журналу ф. ДУ-4 на основании натурных листов ф. ДУ-1 и журналов по движению поездов ф. ДУ-2 (для промежуточных станций и разъездов) и ф. ДУ-3 (для участковых и сортировочных станций). По данным балансового журнала составляется суточный отчет о вагонном парке ф. ДО-2 (содержит вагонооборот, общее наличие, рабочий парк – груженых и порожних, в т.ч. по роду, вагоны, изъятые из рабочего парка)
Учет простоя вагонов ведется отдельно для транзитных без переработки, транзитных с переработкой и местных вагонов; в простое местных выделяется простой под одной грузовой операцией.
Учет фактического выполнения простоя вагонов на станции может вестись двумя способами:
Номерной способ учета простоя вагонов применяется на тез станциях, вагонооборот которых меньше 50 ваг/сут, где ведут книгу формы ДУ-9, затем средний простой вагонов определяется следующим образом:
ч, ч,
Где В – суммарные вагоночасы простоя всех отправленных за данные сутки вагонов соответствующей категории;
n – число отправленных за сутки вагонов.Безномерной способ учета простоя вагонов применяется на станциях, имеющих вагонооборот более 50 ваг/сут, по книге ф. ДУ-9, в которой указывают количество прибывших и убывших вагонов, а также их остаток на каждый час, затем рассчитывается простой вагонов:
Достоинством номерного способа учета является точность, а недостаток – большая трудоемкость.
Достоинством безномерного способа является его простота, а недостатком – малая точность за небольшой промежуток времени.
Анализ позволяет вскрыть резервы, найти “узкие” места в работе отдельных участков станции, его выполняют с целью разработки мер по улучшению работы станции.
При анализе устанавливается:
Анализируют выполнение норм времени обработки поездов по прибытии, расформированию, формированию и пр. состояние безопасности движения, охраны труда и др.
Различают следующие виды анализа:
Оперативным анализом занимается ДС или его заместитель 2 раза в сутки по окончании смены. Выясняются: не было ли нарушений плана работы и технологического процесса, их причин, разбираются действия отдельных командиров, выявляются меры по ликвидации возникающих трудностей, передовой опыт и т.п. Выявляют лучшую смену.
Периодический анализ проводит главный инженер: устанавливает причины невыполнения технических и технологических норм, связанных с организацией движения поездов, состоянием технических устройств, качеством действующих технологических процессов и их выполнением. Позволяет разрабатывать организационно-технические мероприятия по улучшению деятельности станции.
Целевой анализ проводят для углубленного изучения работы какого-либо участка станции, обобщения передовой технологии этого участка, выявления причин систематического невыполнения норм и пр.